В наше время практически на любом автомобиле установлена какая-либо сигнализация, и это далеко не прихоть автовладельцев, а необходимость, с которой приходится мириться. Ведь наше транспортное средство является очень даже движимым имуществом, поэтому вряд ли стоит полагать, что кому-нибудь не придет в голову воспользоваться этой его особенностью. Но помимо угона, незадачливого автовладельца могут ожидать хоть и менее серьезные, но все же весьма ощутимые неприятности, вроде кражи из автомобиля, либо же неумышленного (или умышленного) повреждения вашей собственности со стороны другого автовладельца (а своевременное реагирование поможет переложить ответственность на виновного, что особенно полезно при отсутствии полиса КАСКО).
Но необходимо понимать, что установка автосигнализации – это лишь первый этап в вопросе безопасности автомобиля. И данный вопрос, в зависимости от марки и модели автомобиля, может простираться довольно широко. Наиболее рационально еще до покупки автомобиля (в независимости то того, будет ли он новым или поддержанным) определиться с интересом автоугонщиков именно к этой модели (причем, по конкретному региону нашей необъятной родины). Если вам повезло, и криминальный бизнес не питает особого интереса к данной модели, то можно вздохнуть с некоторым облегчением, логично полагая, что оснащать автомобиль максимальным количеством защитных и противоугонных механизмов вряд ли необходимо (хотя подходить к этому вопросу халатно все равно не стоит). Если же в списках была обнаружена данная модель, то желательно заранее определиться с будущим охранно-противоугонным комплексом, ведь чем раньше все необходимое оборудование будет установлено, тем спокойней будет автовладелецу за свое новоприобретенное авто. Кончено, не каждый автовладелец в состоянии самостоятельно оценить все риски и подобрать все необходимое оборудование, поэтому желательно предварительно проконсультироваться со специалистами того установочного центра, где и будет производиться установка охранного и противоугонного оборудования. Тем не менее, мы постараемся кратко описать те услуги, которые мы предоставляем в рамках установки охранно-противоугонных систем.
Охранные и противоугонные системы для автомобиля
Установка автосигнализации
Как уже было сказано ранее – сигнализация является неотъемлемым атрибутом в охранной системе автомобиля. Но, как и в любом подобном деле, необходимо определиться с выбором автосигнализации, так как спектр представленной на рынке продукции велик, и разброс цен будет значительным, зависящим от функциональных особенностей конкретной автосигнализации и фирмы-производителя.
••• Разделение автосигнализаций по типу связи с владельцем •••
Односторонние (без обратной связи) – наиболее простые сигнализации, наделенные минимальным набором функций. Подобные сигнализации предоставляют возможность владельцу управлять с брелка центральным замком, снабжены датчиком удара и сиреной, имеют блокировку двигателя, а также дополнительный канал, позволяющий управлять открытием некоторых элементов автомобиля. Брелки данных сигнализаций не снабжены дисплеем и используются практически только для постановки/снятия машины на охрану или с охраны. Односторонние сигнализации могут подойти владельцам старых автомобилей, а также новых бюджетных из категории “невостребованных для угонщиков”, ведь нет необходимости в каких-то дорогостоящих компонентах, если нужен только минимальный функционал (хотя, по правде говоря, лучше не рисковать и озаботиться покупкой и установкой более функциональной сигнализации). Подобные автосигнализации не входят в ассортимент некоторых значимых игроков рынка (вроде Starline и Pandora), но найти одностороннюю сигнализацию можно в ассортименте таких производителей, как DaVINCI или Jaguar. Конечно, установка подобной автосигнализации обойдется немного дешевле, чем установка более функционального оборудования.
Двухсторонние (с обратной связью) – брелки данных сигнализаций снабжены светодиодными лампами (в бюджетных вариантах, которые отыскать не так-то и просто), либо дисплеем (гораздо чаще и наиболее предпочтительно). В отличие от сигнализаций с односторонней связью, которые подают только звуковой сигнал, здесь на дисплее отражается большое количество информации о состоянии автомобиля и в необходимый момент автовладелец может удаленно запросить эту информацию (функционал зависит от каждой конкретной сигнализации). Помимо стандартного звукового сигнала, на брелке также отображается причина срабатывания сигнализации. Также автовладелецу доступно большое количество команд, выполняемых с брелка. Цены на подобные сигнализации, а также стоимость установки, уже несколько выше, но данный вариант, в подавляющем большинстве случаев, следует рассматривать в качестве минимального требования к автосигнализации. Подобные сигнализации обладают большим радиусом действия, по сравнению с односторонними, который обычно составляет до 500 метров (иногда больше, иногда меньше, что сильно зависит от качества сигнала в конкретном месте…ну и все прекрасно понимают, что заявленные разработчиком цифры можно смело делить на 3).
GSM/GPS автосигнализации. Автосигнализации, оснащенные интегрированными GPS и GSM модулями, на данный момент, являются одними из наиболее современных и функциональных. Благодаря наличию GSM-модуля у владельца появляется возможность управлять автосигнализацией с помощью мобильного телефона (приложение для iOS или Android, звонком или сообщением на номер СИМ-карты). Немаловажным преимуществом станет значительное увеличение зоны приема, которая не будет ограничиваться заявленным разработчиками расстоянием (по факту деленным на 3-4), а возрастет до зоны приема сети GSM оператора связи. Это будет очень полезно при наличии функции дистанционного запуска двигателя (которая практически наверняка будет доступна в автосигнализациях подобного типа), так как пропадет необходимость беспокоиться о расстоянии до автомобиля и возможных помехах. Кроме того, у автовладельца будет возможность: получить подробную информацию о причине срабатывания автосигнализации; контролировать состояние дверей, багажника, ручного тормоза и т.д.; задавать зону контроля; отправить команду на блокировку двигателя; получить координаты местонахождения автомобиля и многое другое. Благодаря наличию GPS-модуля у автовладельца появится возможность вести более всесторонний мониторинг автомобиля – определять месторасположение автомобиля в реальном времени, получать информацию о перемещениях и срабатываниях датчиков и многое другое.
••• Некоторые из вспомогательных функций автосигнализаций •••
Автозапуск двигателя. Основное предназначение данной функции – возможность дистанционно завести двигатель, либо с самого брелка, либо по таймеру или температуре, либо даже при снижении заряда аккумулятора. Это особенно полезно при низких температурах, когда появляется возможность сесть в уже теплый салон. При наличии GSM-модуля появляется возможность организовать автозапуск автомобиля через телефон, то есть не придется беспокоиться о расстоянии до автомобиля. Установка сигнализации с функцией автозапуска обойдется несколько дороже, чем просто автосигнализации с обратной связью, но многие автовладельцы рассматривают данную функцию как обязательно необходимую.
Функция “турботаймера” – необходима для продления срока службы турбины. Турбине требуется некоторое время для охлаждения, но далеко не все автовладельцы дают автомобилю некоторое время отстояться на холостом ходу перед тем, как заглушить двигатель. Турботаймер позволяет двигателю некоторый запрограммированный промежуток времени (после того, как ключ вынут из зажигания) работать на холостом ходу. Практически любая современная автосигнализация оснащена данной функцией, поэтому пропадает необходимость устанавливать отдельное устройство.
••• Коротко о •••
Тенденциях. И если каких-нибудь 5-7 лет назад наиболее популярными были автосигнализации с обратной связью (без дополнительных функций), то в последнее время практически все автовладельцы устанавливают сигнализации с функцией автозапуска, либо, как минимум, рассматривают такую возможность. А благодаря значительному увеличению количества смартфонов и планшетов на душу населения, автовладельцы все чаще интересуются установкой автосигнализаций с GSM и GPS. Пускай это выходит несколько дороже, но надежность и удобство использования все чаще выходят на первое место.
Функционале. Конечно, многие современные автосигнализации, по факту, уже не являются просто устройством, выполняющим лишь эти самые сигнализирующие функции, а являются полноценными охранно-противоугонными механизмами, включающими в себя иммобилайзеры, замки и возможность дистанционного слежения за автомобилем. Это куда более надежные, в противоугонном плане, устройства, установка которых подразумевает куда более сложную и время затратную операцию. Но при этом автовладелец сразу получает систему, оснащенную рядом противоугонных механизмов, что делает систему значительно более защищенной, чем в случае установки обычной автосигнализации. Хороший пример — наиболее функциональные автосигнализации из линейки Pandora (к примеру, Pandora DXL 5000), в которых предусмотрены 4 системы для управления сигнализацией (к разговору об удобстве), предусмотрен иммобилайзер, имеется GPS приемник с возможностью мониторинга через интернет, предусмотрено радиореле блокировки, имеются функции автозапуска и турботаймера и многое другое.
Производителях. Автосигнализации представлены большим ассортиментом от различных производителей. Каждый производитель придерживается определенной функциональной направленности своего ассортимента. К примеру, наиболее значимые игроки рынка – Starline и Pandora – не производят автосигнализаций без обратной связи, отдавая предпочтение более функциональным автосигнализациям. Но обнаружить подобные автосигнализации можно в линейках Tomahawk и Alligator. И если Starline еще делает упор на автосигнализации с обратной связью и функцией автозапуска (проверенные Starline A61 и Starline A91, которые уже долгое время пользуются солидных спросом, тому доказательство), при этом имея в своем ассортименте автосигнализации с интегрированными GSM и GPS модулями, то Pandora в большей степени ориентируется на производство охранно-противоугонных комплексов.
Необходимостях. Разговор же о простых автосигнализациях стоит вести лишь рассматривая “неугоняемые” автомобили, когда в большей степени речь идет о вспомогательных функциях автосигнализаций, позволяющих владельцу авто задействовать необходимые ему функции (вроде автозапуска двигателя). Когда речь заходит об автомобилях, которые прочно обосновались в ТОПах по автоугонам, то приходится рассматривать дополнительные противоугонные механизмы. Конечно, далеко не обязательно, что какой-то конкретный автомобиль станет объектом хищения, и даже на самом угоняемом автомобиле вполне можно проездить много и много лет, но дополнительная уверенность в сохранности своего автомобиля вряд ли будет лишней.
Вот некоторые из механизмов, которые позволят дополнительно обезопасить любой автомобиль.
Установка иммобилайзера
Иммобилайзер – его основная функция – дополнительная блокировка двигателя. Сами иммобилайзеры отличаются по способу разблокировки двигателя владельцем. Либо это происходит контактным методом – при использовании специального электронного ключа, либо бесконтактным – подачей сигнала с ключа-транспондера. Также развиваются системы, в которых разблокировка происходит с помощью ввода пин-кода (нажатия штатных кнопок в определенной последовательности), то есть реализован функционал «секретки». Сейчас наиболее распространены бесконтактные иммобилайзеры, когда разблокировка иммобилайзера происходит автоматически при наличии у владельца специального ключа-метки. Благодаря этому злоумышленнику либо вообще не удастся завести автомобиль, либо двигатель заглохнет в момент начала движения. Кроме того, если на владельца совершено разбойное нападение, то с метки может быть осуществлена блокировка двигателя (если заранее не был активирован режим периодического опроса наличия метки). При этом нейтрализовать защиту иммобилайзера злоумышленнику будет очень сложно.
Установка спутниковых охранно-поисковых систем
Спутниковые охранно-поисковые системы – один из последних этапов в вопросе защиты автомобиля от угона. Ведь никогда нельзя исключать, что злоумышленникам удастся обойти все имеющиеся в автомобиле защиты, либо автомобиль будет погружен на эвакуатор или, того пуще, на автовладельца будет совершено разбойное нападение (то есть все защиты даже не придется нейтрализовывать). В данном случае, в качестве последнего элемента защиты, и может стать установленная спутниковая охранно-поисковая система. Особенность этих систем состоит в том, что в независимости от того, где находится автомобиль, можно получить координаты его местонахождения и даже дистанционно заблокировать двигатель. Здесь стоит выбирать систему от того разработчика, у кого есть собственные диспетчерские центры, через которые будет вестись круглосуточный мониторинг состояния автомобиля. А если у разработчика имеется и собственная служба реагирования, которая сможет оперативно отреагировать на любую ситуацию, то это будет дополнительным плюсом (это и есть главное отличие от сигнализаций с GSM/GPS, где все ложится на плечи автовладельца). Конечно, за обслуживание придется отдавать некоторые суммы, но как показывает практика, процент возврата автомобилей с установленной спутниковой охранно-поисковой системой значительно выше, чем подобные же показатели у наших правоохранительных органов.
Установка противоугонных комплексов
Противоугонные комплексы – максимальная защита любого автомобиля от внешних посягательств. Безусловно, каждый охранный и противоугонный элемент в состоянии внести свою значительную лепту в вопрос безопасности автомобиля, но лишь комплекс противоугонных работ в состоянии дать максимальный результат. Здесь не стоит исходить из того обстоятельства, что чем больше противоугонных средств установлено, тем будет лучше. Главное, подобрать и совместить те противоугонные механизмы, которые позволят добиться действительно максимальной защиты. Все вопросы, связанные с разработкой и установкой противоугонных комплексов, очень индивидуальны, и подобные вопросы должны решаться при непосредственном общении клиента и специалистов установочного центра, где и будет производиться установка.
В любом случае, стоит понимать, что нет ни одного универсального средства, которое сможет со 100%-ой вероятностью защитить автомобиль от угона. Угон автомобилей – это целая индустрия, где технологии совершенствуются даже быстрее, чем у разработчиков противоугонных систем (ведь чаще всего последним приходится совершенствовать противоугонные механизмы в соответствии с новыми приемами автоугонщиков). Ведь если кто-то в состоянии установить что-то исключительно надежное, значит есть и тот, кто способен обойти все эти защиты. Но очевидно, что чем более сложная противоугонная система установлена на автомобиле, тем больше времени потребуется автоугонщику на ее нейтрализацию. А в данном вопросе, время – это главное преимущество автовладельца.
Что вполне естественно, дилетантский подход к установке сигнализаций, а особенно дополнительных противоугонных систем, просто недопустим. Ведь если сабвуфер будет плохо отыгрывать низкие частоты – это одно, а вот если наш новый сабвуфер безвозмездно уедет к другому владельцу – это совсем другое. Поэтому вряд ли стоит скупиться на профессиональную установку охранных систем у опытных специалистов, которые, при необходимости, смогут не только установить сигнализацию, но и спроектировать индивидуальный противоугонный комплекс.