Дополнительное оборудование — это то оборудование, которое устанавливается на автомобиль после того, как он сошёл с конвейера завода. Дополнительным оборудованием не может быть цвет металлик, литые диски или мультимедийная система, уже включённые в комплектацию машины. Обычно дополнительно ставится та техника, которая делает использование автомобиля более комфортным — различные обогреватели, коврики, чехлы, музыкальные и мультимедийные системы, багажники и т.п., или меняет его внешний вид — диски, обвес, накладки. Есть ряд достаточно сложных изменений, которые могут затрагивать конструкцию автомобиля и влиять на его безопасность. Например, установка панорамной крыши, колёс большего диаметра, спортивных глушителей, блокировок для внедорожников. Но такое оборудование требует понимания дела, и скорее всего устанавливается в специализированных центрах.

Продажа пакетов опций

Во многих случаях при выборе нового автомобиля желаемые опции устанавливаются объединёнными в пакеты. Поэтому будущий владелец вынужден приобретать не очень нужные ему опции вместе с желаемыми. Например, паркторники идут вместе с дополнительными подушками безопасности и системами стабилизации в одном комплекте «безопасность». Но человек не может себе позволить оплачивать всё только из-за одной опции. Тем более, что установка парктроников отдельно — достаточно простая операция и обойдутся они в итоге в разы дешевле. Другой пример — навигационная система. Для премиальных автомобилей, в которых навигация связана со множеством других систем, вопрос её установки не обсуждается. А вот при покупке машины среднего класса и ниже система стоимостью в пару-тройку десятков тысяч рублей сильно влияет на конечный ценник. К тому же можно просто купить навигатор: во-первых, дешевле, во-вторых, комфортнее — выбор системы, простое обновление карт, устанавка в удобном для водителя месте.

Оригинальное оборудование

Обычно в автосалонах предлагается то оборудование, которое либо является оригинальным (Original или Genuine), либо выпущено под маркой глобального бренда (Accessories), либо изготовлено сторонними компаниями под конкретную модель и одобрено автопроизводителем. Список может быть представлен как на официальном сайте представительства, и тогда звучит формулировка «все дополнительное оборудование протестировано на возможность корректной работы на автомобилях нашей марки и рекомендовано представительством», так и у каждого дилера отдельно. В любом случае оно должно идеально подходить по размерам, мощности и другим важным параметрам, а на его установку и на само оборудование даётся гарантия. Стоят такие вещи заметно дороже, по сравнению с аналогами, находящимися в свободной продаже.

Общие рекомендации — ставить или нет

При установке дополнительного оборудования очень важно знать, повлияет ли это на гарантию производителя. Достаточно часто в гарантийном обязательстве предусматривается, что установка дополнительного оборудования не у официальных дилеров может привести к потере гарантии. То есть ставить что-то дополнительное на свой автомобиль можно только у них. Но Закон «О защите прав потребителей» не допускает навязывания дополнительных платных услуг — статья 16 гласит: «запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». Поэтому любой пункт договора купли-продажи или условий гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо у официального дилера, будет признан ничтожным.

Другое дело, что во время действия гарантии в автомобиле произошла поломка. Дилер может отказать в ремонте на основании того, что допоборудование было установлено ненадлежащим образом. У автовладельца есть возможность доказать обратное, если сервис сможет подтвердить правильность установки, либо подать на него регрессный иск. Для того или другого действия скорее всего потребуется провести независимую экспертизу. Но если техника устанавливалась в серьёзном сервисе, а не в гараже у «дяди Васи», то скорее всего таких проблем не будет.

В пользу установки того или иного оборудования вне официального дилера и после некоторого опыта владения автомобилем, можно привести следующий довод. Поездив на машине, водителю легче понять, каких опций ему действительно не хватает, а что могло бы оказаться лишним.